Как можно проверить слух у ребенка

Нормальный слух очень важен для гармоничного развития ребенка. Даже его незначительное снижение приводит к серьезным последствиям – нарушениям речи, плохому пониманию окружающих, психологическому дискомфорту, трудностям социализации. Родители и другие члены семьи первыми обращают внимание на возможные проблемы со слухом ребенка. Чем раньше они обнаружены и установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры – провести медикаментозное или хирургическое лечение, приступить к реабилитационным мероприятиям.

Важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш и при малейшем подозрении на нарушение слуха немедленно обращаться к врачу.

чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры
чем установлена степень утраты слуховой функции, тем быстрее можно принять меры

Слух у ребенка следует обязательно проверять в следующих случаях:

  • при поступлении в образовательное учреждение;
  • при отставании в речевом развитии;
  • после перенесенных тяжелых и длительных заболеваний, отитов, гриппа, кори, паротита, после лечения антибиотиками с ототоксическим действием;
  • при направлении на ПМПК в связи с подозрением на отставание в развитии.

Формы и причины нарушений слуха

Все нарушения слуха в зависимости от локализации процесса в слуховом анализаторе делятся на три формы: кондуктивные, сенсоневральные (нейросенсорные) и смешанные. Они могут иметь наследственный, врожденный или приобретенный характер. Процесс нарушений может быть односторонним или двусторонним.

  • Кондуктивные формы возникают в результате заболеваний, повреждений, врожденных аномалий развития наружного и среднего уха – звукопроводящей системы. Их могут вызывать отиты, воспалительные процессы в носоглотке, серные пробки, попадание инородного тела в слуховой проход, механические травмы барабанной перепонки. Они хорошо поддаются лечению, после которого в большинстве случаев слух полностью восстанавливается.
  • Сенсоневральные (нейросенсорные) формы возникают в результате поражения структур внутреннего уха и центральных отделов слухового анализатора – звуковоспринимающей системы. Они могут стать последствием родовых травм, асфиксии, недоношенности, гемолитической болезни новорожденных, сепсиса. Данная форма нарушений во многом определяется и наследственной предрасположенностью. Кроме того причиной их возникновения могут стать:
  1. вирусные инфекции матери в период беременности – краснуха, корь, грипп;
  2. детские инфекционные заболевания – корь, скарлатина, грипп, токсоплазмоз, цитомегаловирус, менингит, паротит;
  3. применение ототоксичных антибиотиков и препаратов;

При сенсоневральной тугоухости и глухоте восстановление или улучшение слуха практически невозможно. Таким детям требуется слухопротезирование, специальные коррекционные занятия по развитию слухового восприятия. Компенсировать потерю слуха можно при помощи кохлеарной имплантации, но помочь она может далеко не в каждом случае.

Внимание! Эффективное и натуральное средство для профилактики ОТИТА существует! Перейдите по ссылке и узнайте, как можно избавиться от этой проблемы, и наконец-то укрепить иммунитет!

Читать далее >>>

  • Смешанные формы тугоухости возникают в результате сочетания патологий звукопроводящей и звуковоспринимающей систем слухового анализатора. В этом случае частично улучшить слух поможет медикаментозное лечение, но без специальной педагогической помощи и использования звукоусиливающей аппаратуры оно будет малоэффективным.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка

В возрасте до 1 года

  • На 2-3 недели жизни он не вздрагивает при громких звуках, не замирает на голос;
  • В 1-3 месяца малыш не оживляется при голосе матери и не поворачивается на звук голоса позади;
  • Во время сна нет реакции на резкие громкие звуки;
  • В возрасте от 4-х месяцев ребенок не поворачивает голову в сторону голоса, звучащей игрушки;
  • В 4-6 месяцев гуление постепенно затухает, не переходя в лепет;
  • В 9-10 месяцев малыш неправильно реагирует на несложные инструкции, не понимает значения многих простых слов;
  • С 8-10 месяцев у него не появляются новые звуки, устойчивые звукосочетания, простые слова.

В возрасте старше 1 года

  • До 3-х лет отсутствует фразовая речь или значительно нарушен процесс ее формирования;
  • Ребенок плохо понимает обращенную речь, постоянно переспрашивает;
  • Не отвечает на вопросы и не реагирует на слова, если говорящий человек находится вне поля зрения;
  • При разговоре внимательно смотрит на лицо и губы говорящего, следит за мимикой;
  • При просмотре телевизора или прослушивании музыки постоянно прибавляет громкость;
  • Плохо различает речь по телефону, часто перекладывает трубку от одного уха к другому. 

Способы проверки слуха в домашних условиях

В возрасте 1-3 года

При помощи ориентировочной реакции на звучащие игрушки: погремушку, барабан, дудку, гармошку. Реакция может проявляться в виде замирания, активизации движений, поворота головы или глаз в сторону источника звука. Звук подается одним взрослым за спиной ребенка, с разных сторон вне поля зрения, на разном расстоянии. Другой взрослый внимательно наблюдает за поведением малыша.

Кроме того можно провести так называемую «гороховую пробу»: в 3 небольшие одинаковые баночки из-под киндер-сюрпризов, фотопленки или лекарства насыпать на 1/3 объема гороха, гречки и манки, одну такую же баночку оставить пустой. Взрослый берет в правую руку баночку с крупой, а в левую – пустую, садится перед лицом ребенка и начинает симметрично трясти ими на расстоянии 20-30 см около ушек. Затем баночки меняются местами, а взрослый наблюдает, переводит ли ребенок взгляд на  звучащую. Точно также используются емкости с остальными крупами. По реакции ребенка легко определить, слышит ли он звуки или нет. Но малыши до 4-х месяцев на звук от манки не реагируют.

У детей старше 3-х лет

У детей, которые уже научились хорошо разговаривать, проверить состояние слуха дома можно речью. Слова произносятся взрослым шепотом с расстояния от 6-ти метров. Ребенок сначала стоит правым боком к говорящему, левое ухо при этом закрыто ваткой. Если он не слышит слов, расстояние постепенно сокращают. После чего ребенка поворачивают левым боком к говорящему, закрывая правое ушко ваткой. Та же процедура повторяется голосом разговорной громкости с расстояния от 20-ти метров. Если ребенок не может правильно повторить слова – дистанцию постепенно уменьшают. Можно использовать следующий набор слов:

мама                  мальчик

дом                    лампа

стол                   часы


Надоело ходить по врачам? Запишите народный рецепт...

Чтобы ПРОБЛЕМЫ С УШАМИ, насморк, простуды и кашель вас не доставали, нужно перед сном всего лишь ...

Читать далее >>>


дедушка           сапоги

парта                 муха

Используемые слова должны соответствовать возрастному развитию ребенка. Чем меньше расстояние, на котором ребенок слышит и правильно повторяет все произносимые взрослым слова, тем больше у него снижение слуха. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться за консультацией и помощью в медицинское учреждение.

Медицинское исследование слуховой функции у детей

важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш
важно с самого рождения внимательно наблюдать за тем, насколько хорошо слышит малыш

При любом подозрении на снижение слуха сначала следует обратиться к участковому педиатру, который в зависимости от ситуации может направить на консультацию к детскому отоларингологу или  сурдологу. Врач-сурдолог занимается диагностикой и лечением нарушений слуха, проводит аудиометрическое исследование слуховой функции на базе детской поликлиники или сурдологического центра. Для обследования детей и определения порогов снижения слуха применяются следующие виды методов:

  • Объективные (физиологические) методы  – позволяют получить результат объективно, независимо от сопутствующих обстоятельств. Они применяются для самых маленьких детей.
  • Безусловно-рефлекторные основаны на проявлении безусловно-ориентировочных рефлексов (мышечные сокращения, реакции глаз, дыхательные и сердечно-сосудистые рефлексы, мимические реакции) в ответ на звуковое раздражение;
  • Условно-рефлекторные основаны на проявлении рефлекса в ответ на какое-либо действие, совершаемое в одно время с подачей звука;
  • Анализ слуховых вызванных потенциалов основан на регистрации электрических сигналов в отделах слухового анализатора, возникающих в ответ на звуковые сигналы различной интенсивности.
  • Субъективные (психоакустические) методы основаны на оценке ощущений человека, возникающих при предъявлении звуковых стимулов. Они применяются для детей старшего возраста.
  • Обследование с помощью шепотной и разговорной речи. Ребенку на различном расстоянии предъявляют список слов с разной акустической характеристикой, соответствующих его возрастному развитию.
  • Пороговая тональная аудиометрия – наиболее распространенный метод исследования слуха, который проводится при помощи специальной электроакустической аппаратуры – аудиометра. Она заключается в определении на различных частотах минимальной интенсивности звукового сигнала, при котором возникает ощущение звука. Полученные данные отображаются в виде графика – аудиограммы.
  • Речевая аудиометрия применяется для определения величины потери слуха на речь. Через аудиометр испытуемому подается набор слов, записанных на магнитофон, а врач отмечает число правильно воспроизведенных.

Нужен врач-отоларинголог? Подберите его бесплатно:

Обратите внимание: вся информация, опубликованная на сайте, носит исключительно информационный характер и не должна рассматриваться как медицинские советы или рекомендации! Для получения наиболее полной информации о вашем здоровье, а также получения необходимого лечения настоятельно рекомендуем обратиться к врачу очно!

Похожие статьи:

Реклама:



Оставить комментарий

Your email is kept private. Required fields are marked *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>